[mymp3]http://klopp.net.ru/files/i/d/9/5b7e160a.mp3|Титаник [Cover, флейта][/mymp3]
Легендарная трагедия породила легендарный Фильм, снятый гениальным Режиссёром, самое время, ввиду надвигающейся премьеры в 3D, ко 100-летию корабля, приподнять завесу тайн создания самого дорогого фильма за всю историю кинематографа.
Самая кассовая картина за всю историю кинематографа стала также рекордсменом по числу полученных наград "Оскар" - 11 статуэток.
В том, что фильм получился таким зрелищным и реалистичным, заслуга всецело принадлежит режиссёру Джеймсу Кэмерону, который не поскупился на свой шедевр. Когда продюсеры узнали о том, что запланированный бюджет фильма серьёзно превышен, режиссер лишился не только своего гонорара в размере 8 миллионов долларов, но и процента от общих сборов.
История "Титаника" началась с того, что на свой день рождения Кэмерон получил в подарок труд своего лучшего друга, рассказывающий о "Титанике". С этого дня режиссер просто заболел идеей снять фильм-катастрофу о корабле-легенде.
265-метровый "Титаник", весивший 60000 тонн, был построен компанией White Star Line за два года. Ещё год ушёл на подготовку корабля к первому путешествию. 15 апреля 1912 года, через пять дней после выхода в Атлантический океан, гигантский лайнер столкнулся с айсбергом, в результате чего были повреждены пять из его шестнадцати "водонепроницаемых" отсеков. Спустя 2 часа и 40 минут расколовшийся на две части "Титаник" пошёл ко дну. Из 2223 пассажиров корабля спаслись лишь 710 человек.
Погружение...
Кэмерон собирал буквально все, что могло добавить фильм о "Титанике" реалистичности: обращался к историкам, ученым...
Режиссер лично отправился на дно к "Титанику" на батискафах "Мир-1" и "Мир-2" (российского научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш").
Ради 12 минут в фильме батискафам пришлось погружаться на дно 12 раз в течение 5 месяцев. Отснятый материал позволил дизайнерам воссоздать интерьер внутри корабля, а студиям создать миниатюрные модели судна.
Всего для создания спецэффектов было задействовано 17 студий. Главная роль в их создании отводилась Digital Domain под руководством Роба Легато. Каждый раз, как только у Легато возникали вопросы в процессе изучения истории Титаника, он обращался к Джеймсу Кэмерону.
"Джим стал наилучшим экспертом по Титанику", - говорит Легато. "Это - одна из особенностей, благодаря которым он является таким отличным режиссёром. Он полностью погружал себя в историю, поэтому не пропускал ни одного клочка бумаги с результатами исследований".
Бассейн для Титаника и пена для айсберга
Для съемки фильма был построен гигантский павильон студии 20th Century Fox. На мексиканском побережье при помощи пяти тонн динамита был создан бассейн с водоизмещением четыре миллиона литров. В этот бассейн и была в последствии отправлена самая большая в истории киномодель - копия "Титаника" длиной 231 м (настоящий лайнер был всего на 34 метра длиннее), что позволило сократить количество спецэффектов почти на тысячу эпизодов.
Для съемок также был создан "айсберг" из пенообразователя, покрытый стекловолокном и воском.
Массовка из 40 человек
Для съемок массовых сцен создатели воспользовались услугами всего сорока актеров, которые были одеты в костюмы, обвешанные датчиками для "захвата движения". В студии с помощью компьютеров была смоделирована "вода", в которую падали пассажиры "тонущего" корабля.
Добро пожаловать на борт
Съёмки этой эпической картины, продлившись около 7 месяцев, закончились 23 марта 1997 года. Все это время декорации на корабле - от ковров до люстр - находились под присмотром компаний, которые когда-то оснащали настоящий "Титаник".
На "борту" находились главные герои съемок - Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс и Глория Стюарт.
Интересно, что первоначально Джека Доусона в фильме должен был играть Мэтью МакКонахи, но в итоге Кэмерон лично настоял на кандидатуре Ди Каприо.
Говорят, что Кейт Уинслет настолько понравился еще неоконченный сценарий Кэмерона, что она много раз звонила режиссеру с просьбами утвердить ее на роль Розы Де Витт. Хотя изначально режиссер видел в этой роли Гвинет Пелтроу, в итоге он сдался на уговоры Уинслет.
Актриса и не подозревала, сколько сил от нее потребует этот фильм. Ей так часто приходилось опускаться в воду, что во время съемок сцен гибели "Титаника" Уинслет заработала пневмонию.
Режиссер - художник - музыкант
Кэмерон был категорически против того, чтобы в фильме использовались какие-либо песни, даже в заключительных титрах. Однако он изменил свое мнение, когда услышал уже готовую песню "My Heart Will Go On", исполненную певицей Селин Дион. За эту песню композитор Джеймс Хорнер получил "Оскар".
Примечательно, что все лирические композиции, звучащие в "Титанике", написаны в основном режиссером. Также руке режиссера принадлежит рисунок, изображающий Роуз Де Витт.
Написанный режиссёром сценарий был не единственной вещью, которая должна была дать "Титанику" жизнь. Специально для студи 20th Century Fox в недрах кэмероновской студии Digital Domain, создали компьютерную анимацию процесса крушения корабля, которая затем была использована в фильме. Её демонстрировал Розе Доусон и комментировал Эбернети, который был приглашён Кэмероном на роль Льюиса Бодина, бородатого дядьку, члена команды искателей сокровищ (на фото выше). Кроме того, он помогал Джеймсу в мельчайших подробностях воссоздавать Титаник, а также снабжал его всей необходимой для съёмочной команды информацией.
"Кадр из анимации крушения корабля, созданной Digital Domain при помощи ПО Lightwave 3D (всего 2700 кадров)".
Его компоузингом на экран монитора занималась студия Banned From the Ranch (далее BFTR), использовавшая для этого программу Adobe After Effects")
… на глубину 3,6 км.
265-метровый Титаник, весивший 60000 тонн, был построен компанией White Star Line за два года. Ещё год ушёл на подготовку корабля к первому путешествию. 15 апреля 1912 года, через пять дней после выхода в Атлантический океан, гигантский лайнер столкнулся с айсбергом, в результате чего были повреждены пять из его шестнадцати "водонепроницаемых" отсеков. Спустя 2 часа и 40 минут Титаник, предварительно раcколовшись на две части, пошёл ко дну. Из 2223 пассажиров корабля спаслись лишь 710 человек.
Первый этап в процессе съёмок "Титаника", Джеймс Кэмерон решил посвятить подводным съёмкам остатков корабля. Для этого, режиссёр вместе со своим братом Майком, поехал в Россию и договорился об аренде исследовательского корабля "Академик Мстислав Келдыш". Для подводных погружений были использованы батискафы "Мир-1" и "Мир-2", являвшиеся на то время двумя из пяти аппаратов в мире, способных опускаться на такую глубину. Кроме того, специально для съёмок на 3,6-километровой глубине, Майк разработал кинокамеры, корпусом для которых служил чистый титан, способный выдерживать гигантские давления. Для справки: подводное давление на титановый корпус камер составляло 1,5 млн. килограмм, на аппараты "Мир" - более сотни миллионов килограмм.
"Русские подводники нарекли камеры, созданные братом Майком Кэмероном, "пушками", поскольку, если бы стекло линз, установленное в них, дало малейшую трещину, вода через 60 сантиметровую титановую трубу, сметя на своём пути всю электронику камеры, ворвалась бы внутрь подводного аппарата со сверхзвуковой скоростью"
Всего было совершено 12 двойных (двумя подводными аппаратами одновременно) погружений, во время каждого из которых Кэмерон, находившийся в батискафах, мог отснять по 15 минут киноматериала. Такое малое количество времени было продиктовано ограниченным количеством плёнки, которую могла хранить камера.
Для придания большей реалистичности подводным съёмкам, студия BFTR добавила в кадр, изображённую выше рыбу - Macrourus berglax, смоделированную в Softimage и наложенную на основной видеоряд при помощи Adobe After Effects. Всего для фильма студия создала 50 эпизодов со спецэффектами"
Лишь малая часть отснятого материала была использована Кэмероном в фильме. В остальном же он был предназначен для помощи дизайнерам в воссоздании интерьера внутри корабля, а также для студий Digital Domain и Donald Pennington Inc., создававшим миниатюрные модели корабля.
Предчувствуя, что зрители пойдут на фильм, главным образом - ради сцены крушения корабля, Джеймс Кэмерон решил не скупиться на спецэффекты к фильму (что, в прочем он никогда не делал) и нанял для их производства целых 17 студий, среди которых можно выделить такие известные имена как: Industrial Light & Magic (ILM), Cinesite и VIFX. Главная же роль в их создании отводилась Digital Domain, под руководством супервайзера Роба Легато (Rob Legato), одним из основателей которой, как уже упоминалось ранее, являлся сам Кэмерон.
"Эта сцена из эпизода исследования внутренней части корабля является подлинной, снятой самим Кэмероном на глубине 3,6 км. Большинство других подводных сцен (их можно узнать по "полноцветности" изображения) были сняты в бассейне с использованием различных декораций и миниатюрных моделей"
Начальные исследования Легато, состояли в изучении компакт-диска, содержавшего различные документальные сведения относительно Титаника. Во время изучения рассказов выживших пассажиров лайнера, у него возникало всё большее количество вопросов, с которыми он обращался к режиссёру. "Джим стал наилучшим экспертом по Титанику", - говорит Легато. "Это - одна из особенностей, благодаря которым он является таким отличным режиссёром. Он полностью погружал себя в историю, поэтому не пропускал ни одного клочка бумаги с результатами исследований".
Сам Кэмерон потратил годы на изучение истории корабля. Он общался со многими учёными и историками, включая Дона Линча (Don Lynch) и Кена Маршала (Ken Marshall), авторов книги "Титаник: Иллюстрированная история" ("The Titanic: An Illustrated History").
К тому времени, как Роб Легато стал супервайзером визуальных эффектов к фильму, Кэмерон успел написать нечто среднее - между простеньким сценарием и детальным описанием всех событий картины. Этот текст являлся основой для написания диалогов, создания историй каждого из героев "Титаника", а также стадии "превизуализации" (то же, что и "аниматика": простая трёхмерная анимация будущих сцен, которая облегчает поиск оптимального места для положения камеры, выбор необходимых движений актёров, а также, использование тех или иных спецэффектов). Для этого были использованы 7,5-метровая модель корабля и миниатюрная камера размером с губную помаду. Результаты превизуализации легли в основу постройки декораций и различных миниатюрных моделей, а также позволили определить, какие элементы кадров будут сняты "в живую", а какие будут созданы при помощи компьютерной графики.
Воскрешение.
В начале 1996 года, на побережье Rosarito Beach, находящимся в штате Baja California (Мексика), было начато строительство нового гигантского павильона студии 20th Century Fox, в котором должны были снимать большинство сцен для фильма. Там же, при помощи пяти тонн динамита, был создан бассейн с водоизмещением четыре миллиона литров, в котором в будущем будет "плавать" наибольшая модель в истории кинематографа.
"Постройка модели Титаника в "практически натуральную" величину"
Художнику-постановщику картины Питеру Ламонту (Peter Lamont), удалось получить у судостроительной компании Harland & Wolff копии чертежей Титаника. Используя их, а также дневник Томаса Эндрюса (Thomas Andrews), главного дизайнера корабля, строителями были начаты работы по постройке почти полной копии Титаника. Финальная модель созданного корабля достигает 231 м в длину, тогда как настоящий лайнер был всего на 34 метра длиннее. Именно на борту этого "корабля" были произведены съёмки актёров, заменённых позже в фильме на цифровых дублёров. "Благодаря съёмкам, на нашем макете корабля количество спецэффектов сократилось почти на тысячу эпизодов", - говорит продюсер картины Джон Ландау (Jon Landau).
По словам Роба Легато, одна из причин, по которым спецэффекты в "Титанике" выглядят настолько правдоподобными, является постоянное улучшение программно-аппаратных средств для контроля за положением кинокамер и "захвата движения".
"Мы использовали системы "захвата движения" для съёмок того, как персонажи фильма двигаются, стоят, сидят", - вспоминает он. "Затем мы сосканировали плёнку в компьютер и наложили наших актёров на их компьютерные модели".
Во время съёмок актёры были одеты в костюмы, обвешанные датчиками для "захвата движения". Их действия выглядели произвольными, хотя им заранее было сказано, что делать. Люди пожимали руки и представляли себя другим. Они пили чай, махали своим друзьям и выполняли другие движения, кажущиеся естественными и уместными в данном месте и данное время. В недрах Digital Domain была создана целая библиотека оцифрованных движений, которая была доступна каждому аниматору студии.
"Один из эпизодов фильма, в котором камера совершает "облёт" возле плывущего корабля, демонстрирующего прогуливающихся по палубе людей. Все они - анимированные трёхмерные модели, оживлённые Digital Domain"
"Человек, отвечавший за процесс съёмок по "захвату движения", говорил: "Пусть три человека встанут туда и пожмут друг другу руку. Затем пускай трио других пройдёт позади этих". "В принципе, весь процесс напоминал обычные съёмки актёров в той или иной сцене. Затем наши художники, при помощи компьютеров "вырезали" лица и одежду настоящих актёров и накладывали её на цифровых дублёров. Мы также использовали данные со съёмок для эмуляции естественного освещения. Когда цифровые актёры ходят по палубе, они вступают как в затенённые, так и в, наоборот, более светлые участки, благодаря чему, достигается большее соответствие настоящим сценам, снятых Рассом (Рассел Карпентер (Russell Carpenter) оператор-постановщик фильма, - прим. авт.)".
Во время съёмок сцен с применением техники "захвата движения", были использованы услуги сорока актёров. Путём простого копирования трёхмерных моделей, в сценах крушения корабля, брало одновременное участие 1000 или более человек. По словам Роба Легато: "Джим мог бы нанять ещё одну тысячу человек, но их пришлось бы перевозить, кормить, одевать, а также нанять дополнительных мастеров для наложения макияжа. Моё правило во время съёмок фильма было простым: если что-то можно запечатлеть при помощи стандартной кинокамеры, мы снимаем на плёнку. Если же сцену или какой-либо объект в ней снять невозможно, мы используем компьютер. Для эпизодов, в которых пассажиры Титаника падают с большой высоты в воду, мы снимали настоящие брызги от падения обычных предметов, брошеных в океан. Вместо ожидаемых трёх недель на то, чтобы симулировать динамику всплесков воды при помощи компьютера, у нас ушёл всего час".
"В некоторых эпизодах, как, например, в этом, были использованы настоящие люди, поскольку высота прыжка не превышала 6-9 м. Но в большинстве других эпизодов, в которых падение происходило с высоты 20 и более метров, использовались цифровые дублёры"
В продолжение темы о процессе съёмки падающих в воду людей, Легато отмечает, что после того, как отснятый киноматериал был сосканирован и перенесён в компьютер, аниматоры Digital Domain "удлинили" прыжки каскадёров с 6-метровой высоты до 21-метровой. При этом, была использована смоделированная на компьютере вода, позволявшая сделать столкновение с ней более драматичным и натуральным. Супервайзер объясняет, что даже самые лучшие каскадёры будут сжиматься непосредственно перед падением в воду.
Основным инструментом Digital Domain во время создания цифровой океанской воды к "Титанику", стало программное обеспечение, созданное компанией Arete при помощи анализа результатов спутниковой съёмки плывущих кораблей. По словам Легато, разработчики изучали динамику волн, оставляемых плывущими кораблями, исследовали влияние скорости ветра на волны, количество света, поглощаемое и отражаемое водой. Digital Domain улучшила программу путём добавления в неё возможности удаления виртуальной камеры на большие расстояния, а также создание разнообразных траекторий её полёта. Кроме того, были добавлены и другие параметры: возможность выбора высоты, углов съёмки, размеров линз, отражения неба в воде, а также объектов на, или в водной глади, отражающих солнечный свет.
"Для создания этого эпизода была произведена съёмка копии Титаника в масштабе 1:20, на палубу которой позже были установлены "цифровые" пассажиры. Стоит похвалить сотрудников Digital Domain за отличный ротоскопинг сцены: на снимке отчётливо видно, что все пассажиры находятся за тросовыми ограждениями корабля. Над этим эпизодом поработала и BFTR: во время съёмок корпус корабля был покрыт налётом ржавчины, кроме того, краска из-за палящего солнца выцвела. Используя ПО ElectricImage и Adobe After Effects, студия BFTR заменила настоящую покраску новой "цифровой"
"Постройка 44-метровой копии Титаника мастерами студии Donald Pennington Inc."
"Компьютерная модель корабля."
Студиями были созданы: 7,5-м (масштаб 1:35, DD), 13-м (масштаб 1:20, DD) и 18-м (масштаб 1:14,5, DPI) модели, а также 44-м (масштаб 1:6, DPI) миниатюра, которую в процессе съёмок фильма разломают пополам (DPI), 7,5-м носовая (DD), 7-м и 15-м кормовые (DPI) части корабля. Обе студии также сотрудничали в процессе постройки полноразмерных копий субмарин "Мир".
Кроме них, в создании моделей участвовала ещё одна студия, Vision Crew, изготовлявшая для миниатюр Digital Domain детализированные части корабля, такие как: спасательные шлюпки, краны, пропеллеры, а также около 2000 иллюминаторов! Над созданием интерьеров Титаника отдельно от Digital Domain и Donald Pennington трудились и другие студии.
"Один лишь стеклянный купол, венчавший верхнюю палубу корабля, забрал из бюджета "Титаника" 500 тысяч долларов!"
"Для съёмки дельфинов, плывущих перед килем корабля, были использованы как дрессированные млекопитающие, так и их компьютерные аналоги, созданные анимированные и наложенные на основной видеоряд студией Hammerhead Productions"
"Хотя здесь вы не найдёте ни одного спецэффекта, тем не менее, думаю, Вам будет интересно узнать, что Розу рисовал не ДиКаприо, а сам режиссёр Кэмерон. Именно его руки можно увидеть на этом кадре"
"Айсберг, с которым сталкивается Титаник, на самом деле был сделан из пенообразователя, покрытого стекловолокном и воском. Во время съёмок картины среди съёмочной команды ходила шутка о том, что японское чудовище Годзилла потопило корабль, поэтому внутри "айсберга" были помещены три пластиковых фигурки монстра, служившие также укрепляющим элементом всей конструкции. Компоузингом всех сцен, в которых присутствует айсберг, занимались студии Digital Domain и Light Matters"
"В эпизодах, в которых Титаник постепенно погружается в воду, были использованы, в основном, 13-ти метровая копия всего корабля (верхний кадр), а также 7-ми метровая носовая часть (нижний кадр)"
"Сцена с так называемыми "невидимыми" спецэффектами: вода, постепенно прибывающая в коридор, была создана и анимирована при помощи компьютера, после чего наложена на основной видеоряд студией BFTR"
"Для съёмок этой сцены были использованы: миниатюра, созданная Vision Crew, настоящая и "цифровая" вода, компьютерные дублёры, а также "зелёный" экран для съёмки шлюпки с людьми"
Как только генераторы корабля останавливаются, и пропадает свет, начинается наиболее насыщенная спецэффектами часть фильма. Практически каждый эпизод, каждая сцена, представляют собой компоузинг изображения. Например, во множестве сцен фигурирует звёздное небо, которое Digital Domain "налаживала" на основной видеоряд.
"Во время съёмок последних эпизодов крушения корабля в каждом кадре студией Digital Domain были использованы более 100 цифровых дублёров, имевшие свой собственный "срок службы", по истечению которого, скребя ногами по палубе, они скатывались в воду"
Стоит более подробно рассмотреть эпизод, в котором Титаник раскалывается надвое. Специально для него, по решению Легато, в недрах Digital Domain была построена копия кормовой части корабля в масштабе 1:4 (около 30 м). Всё съёмки проводились в специально отведённом для эпизодов крушения карьере, наполненном водой.
В сцене, когда кормовая часть корабля начинает стремительно подниматься относительно носовой, была использована 13-я модель, снятая при помощи оборудования, контролировавшего движение модели. Как только освещение на корабле пропадает, в ход была пущена другая, 44-метровая модель. Благодаря темноте сцены, Donald Pennington смогла сделать эту миниатюру менее детализированной. Кроме того, она изначально была лишена внутреннего освещения, что также облегчило работу студии.
В карьере был установлен специальный кран, который поднимал корму модели, после чего отпускал ее, и она ломалась на две части. Поскольку сцену необходимо было снять с различных углов обзора, процесс "поломки" Титаника повторялся ещё два раза. На ремонт места разлома, его закраску, а также привод механизмов крана в исходное состояние уходил целый день.
В дальнейшем, была использована третья модель - 15-метровая кормовая часть корабля (Donald Pennington), которую, при помощи всё того же крана, поставили вертикально по отношению к воде. Художники Digital Domain, анимировали весь процесс крушения Титаника на компьютере, используя смоделированную в Lightwave 3D трёхмерную модель корабля, благодаря чему "цифровые" пассажиры, без особых проблем могли быть "помещены" на поверхность миниатюр из основного видеоряда.
В финальной сцене, в которой кормовая часть Титаника вместе с Джеком и Розой уходит под воду, кран постепенно опускал модель в карьер, после чего художники Digital Domain добавили в кадры большее количество анимированных брызг и находящихся в воде людей.
"Для создания этого эпизода, вначале была произведена съёмка небольшой группы людей, находящихся в воде, после чего студия POP Film клонировала их для увеличения общей численности. Поскольку эпизод снимался в Мексике, а не в Атлантическом океане, студиям VIFX и Cinesite, было поручено заменить звёзды и созвездия на те, которые были бы видны именно с точки крушения корабля. Была использована та же карта звёздного неба, которую использовала в своей работе Digital Domain"
В эпизодах после крушения, когда камера находится непосредственно возле лиц Джека и Розы, отчётливо виден пар, исходящий из их ртов. Для того чтобы не подвергать актёров опасности замёрзнуть по настоящему, плавая в ледяной воде, было решено заменить его цифровым.
Роб Легато снимал настоящий пар, исходящий от человека во время того, как он дышит, и сканировал отснятый материал в цифровой формат, после чего его можно было легко наложить на основной видеоряд. Операторы отсняли различные варианты пара, возникающего во время произношения актёрами своих фраз. На вопрос - "Почему бы изначально не смоделировать пар на компьютере", - Легато отвечает очень просто: "Наш метод более реалистичен".
Последними эпизодами, заслуживающими нашего внимания, являются появление на месте крушения корабля "Карпатия" и его последующее прибытие в Нью-Йорк (сцена, в которой Роза смотрит на Статую Свободы). Для ускорения работы над эпизодом Карпатия, в фильме была создана путём небольшой переделки трёхмерной модели, всё того же Титаника.
"Шлюпка с людьми была снята на фоне "зелёного экрана", позже вместо которого Digital Domain разместила рисованный фон, созданный студией Matte World Digtial"
"Актёры, игравшие рабочих, были сняты на фоне "зелёного экрана", после чего студия VIFX произвела компоузинг сцены с миниатюрой, построенной студией Brazil Design"
Инструментарий.
По словам критиков, спецэффекты к "Титанику" являются наиболее совершенными с визуальной точки зрения среди всех фильмов 1997 года. Не даром, когда стадия постановки "Титаника" подходила к своему завершению, в недрах одной только студии Digital Domain над ним работало около 300 человек.
Используя немалый бюджет фильма, студия смогла приобрести к уже имеющимся в своём распоряжении рабочим станциям и графическим серверам SGI, новое аппаратное обеспечение, позволявшее заметно ускорить рендеринг трёхмерных сцен. После проведённых исследований рынка, по соотношению цена/производительность выигрывали рабочие станции на базе процессоров DEC Alpha, поэтому было решено остановить свой выбор именно на них. Всего Digital Domain приобрела 160 компьютеров с процессорами Alpha 21164, работающими на частоте 433 МГц. Из них 105 машин под управлением модифицированной ОС Linux были задействованы в рендеринг-фабрике, а остальные 55 были отданы художникам и аниматорам. Поскольку основным инструментарием студии было ПО Lightwave 3D и Arete, эти 55 рабочих станций работали под Windows NT.
Просчёт одного кадра, в котором фигурировала трёхмерная вода, занимал приблизительно 45 минут, в результате чего генерировалось несколько сотен Мбайт данных, хранившихся на RAID-массивах. При этом, по словам Дэрила Штрауса (Daryll Strauss), инженера программного обеспечения в Digital Domain, скорость работы всей системы была в 3,5 раза больше, чем у старых SGI-серверов, использовавшихся студией раньше.
Между июнем и августом 1997 года, когда этап "постпродакшн" был в самом разгаре, рендеринг-фабрикой Digital Domain было просчитано более 300000 кадров. При этом она работала непрерывно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. В студии 20th Century Fox в Мексике, у Джеймса Кэмерона была своя собственная рабочая станция на базе DEC Alpha под управлением Windows NT, а также цифровой видеомагнитофон. По словам Роба Легато: "Мы посылали ему на Zip-диске обработанные нами эпизоды в сверхвысоком разрешении. Джим мог проиграть их кадр-за-кадром в любом направлении, для чего не требовалось использование целой монтажной студии".
В заключении супервайзер отмечает, что некоторые из эффектов, созданных студией Digital Domain для "Титаника", было бы просто невозможно сделать ещё год назад, и что компьютеры постепенно становятся неотъемлемой частью процесса их производства. Тем не менее, без творческого человека они являются лишь куском железа.
"Вы можете использовать компьютер для постройки декораций, но вам всё - равно нужны режиссёр, художник - постановщик картины и оператор. История индустрии компьютерных спецэффектов состоит в постоянном улучшении средств для их создания. У нас появляются всё более совершенные камеры и линзы, а теперь ещё и более мощные компьютеры. Мы называем это прогрессом. Но единственное, что никогда не изменится - нужда в творческой силе, способной правильно им воспользоваться".
Общая длина 70-мм плёнки, использованной во время 163-дневного периода 12-часовых съёмок фильма "Титаник", равняется 400000 метров!
"Титанический" результат.
Выход фильма, заявленного на 25 июля 1997 года, в связи с затянувшимся этапом "постпродакшн" (главным образом, спецэффекты) был отложен до декабря, что вызвало бурю негодования, как среди нетерпеливых зрителей, так и злорадствующих критиков. Они порочили "Титанику" такую же судьбу, какая постигла корабль: снятый за 200 млн. долларов (ещё 20 млн. ушло на рекламу), фильм должен был провалиться в прокате.
Тем не менее, как и другие картины Кэмерона, "Титаник" ждал успех. Премьера фильма состоялась 1 ноября на фестивале Tokyo International Film Festival в Токио, Япония. Официальная дата выхода фильма в широкий прокат - 19 декабря 1997 года.
К 18 января 1998 года, когда кассовые сборы "Титаника" в США перевалили за 250 млн. долл., он был удостоен награды "Золотой Глобус" в номинациях: "Лучшая драма", "Лучший режиссёр", "Лучшее музыкальное сопровождение" и "Лучший саундтрек". 10 февраля картина была выставлена на 14 номинаций кинопремии "Оскар", и 23 марта победил в 11 из них. К этому времени на счету фильма было более 400 млн. долларов, собранных в американских кинотеатрах.
За всё же время проката, "Титаник" собрал более 600 с половиной млн. долл. в США и почти 1,9 млрд. долл. по всему миру, став тем самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа. Поспорить с ним за право первого места может лишь фильм "Унесённые ветром" ("Gone With the Wind") 1939 года выпуска, но лишь при условии учёта инфляции доллара за более чем полувековой период. Но даже в таком случае, "Титаник" до сих пор остаётся самым дорогим фильмом в истории человечества. Кроме того, фильм получил следующие неофициальные титулы: "2-й фильм, продержавшийся наибольшее количество недель на верхней строчке чарта кассовых сборов" (15 недель), "Первый фильм, максимально быстро преодолевший отметку 400 млн. (66 дней), 500 млн. (98 дней) и 600 млн. (252 дня) долларов в кассовых сборах в США".
Отступление...
Что общего между Titanic, Sea Diamond и Costa Concordia?
5 апреля 2007 года в Средиземноморье затонул в результате удара о вулканический риф Неа Камени, вблизи острова Санторини, греческий круизный лайнер Sea Diamond, пробоина была по правому борту, 1195 пассажиров и экипаж спасены, за исключением пропавшей без вести пары французов. Sea Diamond не являлся круизным лайнером в чистом виде, это был грузопассажирский паром, использовавшийся как круизный лайнер. Он имел грузовую автомобильную палубу, при попадании воды на которую суда такого типа считаются обреченными. Sea Diamond тонул долго. После эвакуации пассажиров его сдернули с рифа, и он достаточно быстро после этого затонул.
Вечером 13 января 2012 года круизный мега-лайнер (тоннажем более 100 тысяч брутто-тонн) Costa Concordia ухитрился вылететь на камни непосредственно перед маяком на моле острова Giglio, Италия, Средиземное море. Лайнер получил огромную пробоину или пробоины, общей длиной не то 50, не то 70 метров, по правому борту. Впрочем, это нуждается в уточнении, так как про огромную пробоину пишут СМИ, а с них какой спрос? Они уже ухитрились разместить пробоину по левому борту, о чем тут говорить. Лайнер тонул медленно и неохотно, никаких деталей мы пока не знаем. Лайнер лег на правый борт на грунт, а если бы он получил пробоину на глубокой воде, подобно Sea Diamond, что было бы тогда? Наверное, следует признать, что спасательная операция, вернее эвакуация, была проведена на достаточно высоком уровне. В темное время суток тысячи пассажиров все-таки спустились в шлюпки, не передавив друг друга, и затем достигли берега. Будем надеяться, что число жертв ограничится теми 4 или 8, о которых пишут СМИ. Если бы все это происходило на больших глубинах и относительно далеко от берега, то видимо, счет жертв шел бы на сотни и тысячи. Сам по себе лайнер тоже как мне кажется, продемонстрировал свою высокую живучесть – он ведь ложился на борт часами, не минутами. Посмотрите на фото Costa Concordia в его нынешнем положении и представьте, что было бы, если бы он сразу, в минуты, лег на борт. Опять, жертв считали бы сотнями и тысячами. Не забудем, что пассажиров эвакуировали в шлюпки правого борта. Лайнер дал возможность провести эвакуацию, сопротивляясь опрокидыванию до последнего. Насколько ему в этом деле помогло мелководье, это уже другой вопрос, на который сейчас все равно никто пока ответить не сможет.
Обратимся, наконец, к трагедии лайнера Titanic, произошедшей в ночь с 14 на 15 апреля в далеком 1912 году. Лайнер от столкновения с айсбергом получил огромную пробоину по правому борту, но тонул тоже не сразу, а несколько часов. Тонул на огромной глубине Северной Атлантики в удалении от земли, что в сочетании с низкой температурой воздуха и воды привело к большому количеству жертв.
Вопрос о живучести Costa Concordia, это вопрос к специалистам. Конструкторам, судостроителям и судоремонтникам, морским спасателям. Вопрос об общей безопасности гигантских плавучих туристических гостиниц, по сути городов, тоже слишком сложен, чтобы лихо о нем рассуждать по горячим следам аварии. Эксперты безопасности круизных лайнеров давно уже выражают беспокойство по поводу этой самой безопасности в случае крупной аварии. Что ж, авария Costa Concordia даст им огромное количество практических материалов для анализа, расчетов и рекомендаций, но это вопрос многих месяцев и даже лет.
Почему случились эти катастрофы, это уже другой вопрос, на который как мне кажется, можно принципиально ответить уже сейчас. Titanic погубило отсутствие тех средств навигации, которыми обладает не то, чтобы современное судоходство, а даже судоходство середины прошлого века. Будь на легендарном лайнере радиолокатор, РЛС, ничего бы не случилось. Будь в те времени хорошая радиосвязь и служба наблюдения за айсбергами, трагедии также удалось бы избежать. В конце-концов, будь на Titanic достаточное количество биноклей, и тогда глядишь, обошлось бы без Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. Интересующихся отправляю к моей статье «Гибель Титаника – неизвестное об известном» http://www.odin.tc/disaster/titanic.asp
А вот Sea Diamond и Costa Concordia, на мой взгляд, погубило не отсутствие технических средств навигации, а как раз наоборот, их избыток. Sea Diamond выскочил на риф, о котором знали еще гомеровские мореплаватели, и который был обставлен всеми возможными навигационными знаками. Costa Concordia пошел еще дальше, и ухитрился не заметить целый остров, следуя прямо на маяк. Вряд ли вахта Sea Diamond и Costa Concordia валялась на мостике в стельку пьяная. Скорее всего, они целиком и полностью доверились чудесам современной электронной навигации, забыв о том, что называется «хорошей морской практикой», об элементарном визуальном контроле обстановки, о «выпуклом морском глазе». Как известно, многие современные штурманы знаю о секстане не больше любителя приключенческих романов, брезгуют они и пеленгаторами – а зачем, когда мостики современных судов, а уж мега-лайнеров тем более, набиты электроникой не меньше, чем рубки Боингов или космических кораблей. Все на автомате, и если картинка на экране РЛС мирная и безмятежная, то зачем проверять ее визуальным наблюдением, к чему это средневековье? Не знаю, как поставлена служба на мега-лайнерах, а вот на крупнейшем пассажирском лайнере в СССР, Советском Союзе, вахту несли 2 штурмана и 3 матроса, судно управлялось вручную, и на авторулевой никогда не переводилось. Один матрос на руле, двое на крыльях. В случае плохой видимости, РЛС не РЛС, один матрос шел на далекий туманный бак и оттуда по телефону сообщал о любом подозрительном явлении, будь то звук или видение.
Помимо чисто внешнего сходства, пробоин по правому борту и длительного погружения, Titanic, Sea Diamond и Costa Concordia связывает нечто более принципиально общее – все три лайнера погубил человеческий фактор, навигационная ошибка, вызванная в одном случае, отсутствием технических средств навигации, а в двух других их избытком.